(495) | 961−35−32 |
Опубликовано: 25.10.2023
Минэкономики не откажется от инициативы «Доступно вам», несмотря на критику со стороны Комиссии по защите конкуренции (КПК). Какие меры будут приняты, чтобы не было юридических санкций и какие средства в виде налога должен вносить в бюджет нефтеперерабатывающий завод в Бургасе - наш корреспондент Цветелина Катаньска беседует с министром экономики Богданом Богдановым.
- Комиссия по защите конкуренции заявила, что инициатива «Доступно вам» противоречит свободному рынку, что отсюда следует?- Я очень надеялся, что сегодня мы объявим об инициативе, которая полностью ориентирована на болгарских потребителей - чтобы они получали предметы первой необходимости по максимально выгодной цене. Я рад, что к инициативе присоединилась и большая часть сетей, с которыми мы провели первичные встречи, была выражена заинтересованность присоединиться и со стороны непродовольственных сетей - больших и малых. Также от аптечных сетей, которые захотели присоединиться к инициативе «Доступно для вас» и предложить продукцию болгарским потребителям по более выгодным ценам, и здесь важно подчеркнуть – на принципе конкуренции. Мы не ограничиваем конкретные цены. Что мы на самом деле сделали — суть всей инициативы в конечном итоге заключается в том, чтобы сосредоточиться на некоторых основных продуктах, где мы можем создать достаточно конкурентную среду для снижения цен.
К сожалению, КПК выступила против такого подхода, заявив, что если мы стремимся снизить цены для потребителей, причем на рыночном принципе, то это на самом деле не рыночный принцип, а должно определяться только на основе спроса и предложения. В нормальной экономической среде это так, дело в том, что у нас есть часть общества, а это в Болгарии значительная, которая испытывает трудности. Проблема здесь не просто в ценах, а в высокой инфляции, которую мы наблюдали в прошлом году. Доходы населения также являются проблемой. И здесь фокус идет в двух направлениях – мы работаем за минимальную зарплату, она будет повышена уже в следующем году, и существенно.
Мы продолжим общение с ЦПК, хотим понять, каковы юридические аргументы, на основании которых эта инициатива не является рыночной, потому что мы видели, что страны вокруг нас ввели гораздо более радикальные меры с потолками надбавок. и это по всей цепочке поставок, контролируя цену от самого производителя через дистрибьютора к розничному продавцу. Подобное было сделано даже в Румынии. Мы выбрали другой подход, где вместе с бизнесом мы можем добиться более выгодных цен для потребителей.
- Вы говорили с крупными продуктовыми сетями, а что происходит с маленькими городами, где таких магазинов нет? Где потребители будут покупать более дешевые товары?- На самом деле инициатива ориентирована не только на крупные сети, она ориентирована и на небольшие региональные сети, которые фактически обслуживают более мелкие населенные пункты. Так что мы не ограничиваемся крупными, просто первоначальные разговоры были именно с ними, поскольку крупные сети оперируют с достаточно большой долей рынка, 40-50%, мы ориентировались в наших разговорах в первую очередь с ними на построение инфраструктуры. это необходимо, но мы также даем возможность принять участие всем более мелким региональным сетям.
- Вы говорите - всё на добровольных началах, что мешает сетям сделать это сейчас?- В настоящее время особенно крупные сети конкурируют в гораздо большем сегменте товаров и продуктов, в том числе непродовольственных. Цель состоит в том, чтобы сохранить эту конкуренцию, у них нет ограничений на то, какие продукты будут включены в корзину конкретного пользователя. Дело в том, что эти продукты не являются имитацией, они могут удовлетворить потребности потребителей в обеспечении здорового образа жизни людей. В конечном итоге это поможет спланировать производство продуктов, которые в первую очередь востребованы болгарскими гражданами. Но кампания также должна носить информативный характер, так как в конечном итоге люди смогут сравнить конкретные пакеты, которые предлагают сети из этих 50 продуктов, для каждого из них, и в какой-то момент эффект, которого мы пытаемся достичь, - если одна сеть в настоящее время предлагает местные продукты по самым низким ценам на рынке, другая сеть может сосредоточиться на молочных продуктах. Таким образом, мы даем пользователям возможность, будучи конкретными, имея доступ к брошюрам конкретных производителей - там, где есть товары со скидкой из кампании, - иметь возможность приобрести эти продукты. Это приведет к потере некоторого времени на покупку соответствующих продуктов, но потребители будут знать, что это лучшее, что можно купить по такой цене.
- Основная критика болгарских производителей в адрес сетей заключается в том, что они предлагают им цены ниже реальных. Не усилит ли это давление на болгарское производство?- Это не приведет к давлению по той простой причине, что каждый участник инициативы обязуется соблюдать европейский регламент, который полностью направлен на передовой опыт, добросовестную практику в цепочке поставок продовольственных и непродовольственных товаров. В конце концов, это даже гарантирует в качестве обязательства различных сетей, что они будут соблюдать эту практику, сокращения, которых они могут достичь, и более выгодные цены не будут осуществляться за счет других участников процесса.
- Кампания не начнется с 1 ноября, что дальше?- Я уверен, что мы сможем к первому ноября справиться с теми задачами, которые перед нами стоят, чтобы начать кампанию. Минэкономики готово, мы создали соответствующий логотип для кампании, у нас есть декларация, которую мы согласовали со всеми участниками, которые будут задействованы. Дело в том, что это поддерживается учреждениями в Болгарии, чтобы мы могли быть уверены, что это находится в рамках закона и что участники, которые присоединяются с лучшими намерениями, делают все возможное для пользователей и впоследствии не пострадают от санкций, потому что субъективных оценок. Хотя мы не обязаны согласовывать это с КПК, но, по словам юристов в министерстве и в Совмине, мы хотели убедиться. Мы видим лишь некоторые интерпретации, у нас нет конкретных замечаний, свидетельствующих о том, что инициатива вредит конкуренции. Возможно, КПК не хочет, чтобы бизнес и власть работали в диалоге. Нам предложили обеспечить пользователей горячим обедом нуждающихся, что совершенно не входит в прерогативы министерства.
- Насколько ниже будут цены?- Это сегмент рынка, я пока не могу сказать. У нас нет конкретных цен, которые мы установили для сетей и какую наценку они должны соблюдать. В тонусе конкуренции, в осознанности потребителей мы ищем возможность предложить рынку лучшую цену.
- И вопрос про "Лукойл". Насколько я понимаю, компания не платит плату за использование российской нефти, потому что закон не вступил в силу. Я правильно понимаю?- Да, закон не вступил в силу.
- Почему?
- Потому что в законе есть два заключительных положения, касающихся уведомления Европейской комиссии. Один был сделан еще в марте, другой не был сделан до тех пор, пока в моем лице Минэкономики не взял на себя штатный кабинет министров. У нас ушло около месяца, мы собрали рабочую группу, подготовили уведомление в Еврокомиссию, оно уже отправлено, мы подготовили схему помощи отдельным лицам, и на этом наше обязательство выполнено. Другой вопрос, зачем эти обязательные уведомления включены в окончательные положения, если, по мнению экспертов, в этом не было необходимости. Мы слышали от депутатов, что эти заключительные положения закона об энергетике будут удалены. Это еще раз показывает, что нам не нужно было тратить еще один период времени на уведомление Еврокомиссии.
- Компания не виновата?- Не они, у них нет правовой основы, закон не вступил в силу. Как только закон вступит в силу, они должны обеспечить его соблюдение. Как это произошло с законом об использовании нероссийской нефти – мы не знали, что предусматривает «Лукойл», как он будет переходить на другое топливо, мы составили график. Вопрос об отступлении не просто в том, чтобы добывать российскую или нероссийскую нефть, мы сегодня можем 100% производить нероссийскую нефть, а как это повлияет на работу НПЗ, если нам некуда будет поставлять сырье - вот что это существенный вопрос.
Санкции в законе также непропорциональны. Мы ожидаем, что «Лукойл» внесет сотни миллионов, но в то же время санкции, которые они понесут, если не внесут вклад, составляют 10 тысяч левов. - Думаю, сложно будет собрать деньги за весь период ретроспективно?- Мы обсудим это с депутатами и со сторонниками изменений в законе, посмотрим, какие механизмы они предлагают использовать. Мы как Министерство экономики проверим все возможные механизмы и способы предоставления дополнительных средств болгарским гражданам, будь то в виде транспортной помощи.