Планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ

Опубликовано: 25.01.2019

видео Планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ

Вебинар для методистов ДОУ

В средней группе особое внимание следует уделить опытнической деятельности , где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.



Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы:

— обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;

— формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;


Конспект занятия «Знакомство с русской избой»

— продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.

Примерное тематическое планирование

познавательно-исследовательской работы

с детьми средней группы

1. Небо. Солнце.


Вебинар "Рабочие программы в дошкольной организации"

Задачи и содержание: Выяснить с детьми роль солнца для всего живого: дарит тепло, свет, радость. Посмотреть, как под лучами солнца оживает природа: птицы поют, летают насекомые. Внести зеркальце, «поймать» с помощью его солнечного зайчика и поиграть с солнечными лучиками.

2. Небо. Птицы.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Рассмотреть внешний вид птиц, их поведение, послушать голоса.

3. Сила ветра.

Задачи и содержание: Формировать умение определять силу ветра. Что делает ветер? Дует, срывает с дерева листья, листья в воздухе кружатся. Провести игру с листьями: какой лист ветер поднимет выше и сдует дальше? После прогулки прочесть познавательную сказку “Ветерок”.

4. Подарки осени. Сделаем бусы из разноцветных листьев.

Задачи и содержание: Уточнить и закрепить понятие — листопад. Порадоваться красоте ковра из листьев. Собрать листья на нитку.

5. Наша песочница.

Задачи и содержание: Закрепить знание свойств песка: сырой, мокрый, сухой, сыпучий. Сделать постройки из песка.

6. Подарки зимы. Лёд.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами воды: при охлаждении замерзает и превращается в лёд. Рассмотреть льдинки: скользкие, прозрачные, холодные. Вспомнить с детьми сказку «Лиса и волк». Почему волк остался без хвоста? Попросить детей объяснить причину.

7. Подарки зимы. Снежинка – гостья с неба.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами снега. Наблюдать за тем, как падает снег: хлопьями, отдельными снежинками. С помощью лупы рассмотреть лучики снежинок. После прогулки прочесть познавательную сказку «Первый снег».

8. Небо. Звёзды.

Задачи и содержание: Рассказать детям о Полярной звезде, созвездии Большой Медведицы. На прогулке найти самую яркую звезду на небе.

9. Небо. Планета Луна.

Задачи и содержание: Продолжить знакомство с планетами солнечной системы. Что, кроме солнца, можно увидеть на небе? (Звёзды, луну). Выяснить, чем луна отличается от солнца?

10. Вода. Воздух.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха. Взять воздушный шарик и предложить детям утопить шарик в тазу. Это сделать не удаётся. Вода имеет силу. А потонет ли резиновый мяч? Выяснить с детьми.

11. Вода имеет форму.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Провести опыт: взять стеклянные сосуды разной формы. Налить в них воду. Вода приняла форму сосудов: широкую, длинную, низкую, высокую. Где воды больше, в каком сосуде? Выяснить с детьми.

12. Тонет – не тонет.

Задачи и содержание: Испытать на плавучесть предметы из различных материалов, провести наблюдение, какие из них утонут — тяжёлые или лёгкие.

13. Вода имеет цвет.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами воды. Провести опыты с красителями. Доказать, что вода может менять цвет.

14. Вода имеет вкус.

Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Проверить с детьми, что будет, если воду посолить, насыпать в неё сахар. А если добавить лимон?

15. Вода и воздух.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами воды и воздуха. Показать детям, что воздух – повсюду. Он есть и в пустой бутылочке. Опустить её в таз с водой, увидеть пузырьки, — это из бутылочки выходит воздух.

16. Вода. Ветер.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами воды и воздуха. Понаблюдать, как от ветра на поверхности воды появляются волны. Поиграть в игру «Сделаем волны».

17. Запахи.

Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми, что в воздухе существуют разные запахи. Все предметы имеют свой запах: пахнет апельсин, лук, огурец, капуста и т.д.

18. Огонь. Тепло. Свет.

Задачи и содержание: Представить информацию детям о том, что тепло может приносить пользу, а может принести горе. Закрепить правила поведения дома. Наблюдать с детьми за пламенем свечи. Выяснить, что огонь даёт тепло, греет воду, растопит снег. Спросить, где дома дети видели огонь? Почему нельзя играть с огнём?

19. Подарки весны. Освобождение из плена.

Задачи и содержание: Продолжать знакомство со свойствами льда (тает от тепла). Расположить на солнышке льдинки с замороженными фигурками внутри, размораживание их — освобождение из ледяного плена.

20. Подарки весны. Поймаем солнечного зайчика.

Задачи и содержание: Вспомнить с детьми, что у солнышка есть лучики света. Их можно «поймать». Навести солнечный зайчик на стену дома. Предложить «поймать» зайчика.

21. Мир меняет цвет.

Задачи и содержание: Рассмотреть окружающие предметы через разноцветные стёкла. Обыграть ситуацию.

22. Всё увидим и узнаем.

Задачи и содержание: Показать свойства увеличительного стекла. Предложить детям узнать видоизменённые предметы.

23. Гости нашего участка.

Задача и содержание: Провести наблюдение за повадками и поведением птиц с приходом весны.

24. Гости нашего участка. Собака.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за повадками и поведением животного, его внешним видом. Выяснить отличительные особенности и сходство собаки с другими животными.

25. Гости нашего участка. Кошка.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за повадками кошки. Выяснить отличительные особенности и сходство кошки с другими животными.

26. Весна. Вода, веточка и тепло.

Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что без воды – нет жизни. Проследить за оживанием веточки в тепле. Провести опыт: взять 2 веточки и поставить в вазы. В одну вазу налить воды, другую оставить без воды. Наблюдать за веточками.

27. Наш огород и весна. Наш лук.

Задачи и содержание: Наблюдение за луковицей. Провести опыт: в стеклянные банки поставить луковицы. Наблюдать за появлением первых корней. Корни растут внизу луковицы. Сверху растут зелёные побеги – перья лука.

28. Весна. Наш огород. Вырастим капусту.

Задачи и содержание: Проследить за появлением листьев капусты. Провести опыт: в сосуд с водой поставить кочерыжки капусты. Наблюдать, когда появится первый зелёный лист. Выяснить, какие условия нужны для роста.

29. Весна. Наш огород. Вырастим морковные верхушки.

Задачи и содержание: Выяснить значение воды для роста растений. Провести опыт: в блюдце положить верхушки моркови. В другое блюдце налить воды и поставить верхушки моркови. Наблюдать за появление зелёных побегов моркови в блюдце, где есть вода.

30. Весна.

Задачи и содержание: Выяснить, что для роста растений нужна земля и вода. Провести опыт: в ящик с землёй поместить клубни картофеля, полить посадку. В другой ящик поместить клубни без земли и воды. Наблюдать за изменениями: клубни без земли завяли, из них растут ветки, но не зелёные. А клубни в земле проросли, вверх тянутся зелёные побеги.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

rss